Про театр - детям

Добрый день! Меня зовут Ирина Круглова (девичья Кошевая). Я детский режиссёр-педагог, много лет обучаю детей театральному мастерству. Являюсь автором книги "Про театр - детям" (72 листа). Буду счастлива одержать победу в конкурсе и напечатать книгу в вашем замечательном издательстве! Хотелось бы отметить, что литературы для детей данной тематики на книжных полках в магазинах очень мало.

"Про театр – детям" – весёлая и познавательная детская книга о театральных профессиях, терминах, видах театров. Изюминкой является её 5 глава, в которой ребёнок найдёт руководство к действию: упражнения по актёрскому мастерству, инструкцию по изготовлению домашнего театра теней, тест для проверки полученных теоретических знаний. Книга поможет приобщиться к искусству и развить актёрские способности даже тем, кто не имеет возможности посещать театральную студию, так как в издании есть вся необходимая информация для самостоятельной работы.

Готовые иллюстрации к книге от художника Александра Соломенникова:
https://cloud.mail.ru/public/8xkM/6UFdoK9B2

ПРО ТЕАТР – ДЕТЯМ
театральная студия на книжной полке

СОДЕРЖАНИЕ:

1. В театр, как на праздник
- театр чудес
- место зрелищ
- смех сквозь слезы

2. Театральные словечки
- Аншлаг в антракте
- Потерпеть фиаско
- Кричащая афиша
- Мимолётная мимика

3. Театры разные бывают
- Билет на балет
- Ожившие куклы
- Голос оперы
- Нем, но не глух (Театр пантомимы)
- Личная драма
- Среди теней

4. Кто-кто в театре живёт
- Режиссёр – строитель спектакля
- Писатель-драматург
- Мастерство актёра
- Художник-гример
- Встречают по одёжке (Костюмер)
- Фантазия декоратора
- Поделки бутафора
- Суфлер нашептал

5. От слов к действию
- Упражнения по актёрскому мастерству
- Театр теней своими руками
- Красиво сказано
- Правила поведения в театре
- Проверка знаний

1. В ТЕАТР, КАК НА ПРАЗДНИК

1.1 Театр жизни
Поход в театр – это всегда встреча с волшебством! На сцене удивительно всё: ожившие куклы, говорящие звери, а вместо настоящих деревьев или домов – нарисованные художником декорации. Этот древнейший вид искусства соединяет в себе все творческие направления: литературу, музыку, живопись, архитектуру, танец. Театр легко может перенести нас в сказку, в далекое прошлое или будущее. А главное - театр учит добру!

1.2 Место зрелищ
С греческого языка театр переводится как место зрелищ. А где зрелище, там и зрители! Что же собой представляет зрительный зал в театре? Огромное помещение, очень яркое, многочисленные ряды кресел. Места для зрителей, расположенные перед сценой, называют партером. Ещё в XIX веке в этой зоне не было сидячих мест – спектакли смотрели стоя. За партером полукругом – ряды амфитеатра. На уровне сцены по обеим сторонам – ложи бенуара. Бельэтажем называют нижний ярус балконов. В театрах с вековой историей можно встретить «царскую ложу», места в которой в наше время занимают богатые и высокопоставленные люди.

1.3 Смех сквозь слёзы
Сначала вдоволь насмеёмся, а потом рыдаем крокодильими слезами! Случалось такое?! Со времен древних греков символом театрального искусства являются две маски – правда, смеются и плачут они одновременно. Первая олицетворяет трагедию, вторая – комедию. Согласно мифу, дочери Зевса, музы Мельпомена и Талия покровительствовали театру. Их изображали женщинами, держащими в руках маски. И это не случайно! Раньше все театрализованные действия происходили на площадях и аренах. Зрителей собиралось больше тысячи. Чтобы на дальних трибунах они могли видеть характер персонажей, лицедеи надевали маски – яркие, большие, с открытым ртом-рупором.
Нередко театр называют храмом Мельпомены, а актёров – её служителями. Есть и международная дата празднования Дня Театра – 27 марта.

2. ТЕАТРАЛЬНЫЕ СЛОВЕЧКИ

2.1 Аншлаг в антракте
Все билеты на спектакль проданы – в зрительном зале яблоку негде упасть. Аншлаг! Ах, как это немецкое слово любит режиссёр театра! Однако через час после начала представления можно покинуть свои места, но ненадолго – всего лишь на время антракта. Такая пауза необходима как работникам сцены, так и зрителям, если спектакль длинный. За эти 15-20 минут произойдёт смена декораций, актёры переоденут костюмы, а публика посетит уборную или буфет. Правда, аншлаг может случиться и там!

2.2 Потерпеть фиаско
День не задался: с утра разбил любимую вазу мамы, в обед устроил потоп в ванной, а вечером на прогулке потерял шапку, подаренную бабушкой накануне! Не везёт так не везёт! Или, как сказали бы в театре, полное фиаско. Слово фиаско пришло к нам из Италии, только там оно обозначало большую бутылку. Согласно легенде, несколько веков назад площадной арлекин по имени Бианконелли решил показать трюк с несколькими стеклянными сосудами, но потерпел неудачу, и толпа осталась недовольной. Расстроившись, он разбил бутыль о землю и закричал: «Да пропади ты пропадом, фиаско!» Таким образом, Бианконелли подарил слову мировую известность, правда, с иным значением.

2.3 Кричащая афиша
Спектакль отрепетирован и готов к показу, но как же зритель об этом узнает? Конечно, из афиши! Это французское слово означает ярко оформленное объявление. На афише всегда указываются название спектакля, дата и время показа, фамилии режиссёра, актёров, автора произведения, а также адрес театра и телефон кассы.
Чтобы о премьере узнал весь город, афишами заклеивают специальные рекламные конструкции на улицах. Например, в Париже для этого предназначены тумбы Морриса — уличные «толстопузы» цилиндрической формы, давно ставшие местной достопримечательностью. Их создатель — печатник Габриэль Моррис. В 1863 году он получил разрешение властей и установил в самых оживлённых местах города 150 тумб. Театры клеили на них свои афиши, а дворники прятали внутрь мётлы и прочий инструмент. В некоторых размещались газетные киоски или общественные туалеты.

2.4 Мимолётная мимика
Дмитрий зол, Светлана плачет, Анатолий смеётся, а Сергей Александрович удивлён! Как узнать, что чувствует человек сию секунду? Что выдаёт наши эмоции? Конечно, лицо!
Мимика – выразительное движение мышц лица, показывающее внутренние переживания человека. Например, когда мы испытываем радость, наши брови расслаблены, уголки губ чуть приподняты в улыбке, около глаз образуются морщинки. Если злимся, брови нахмурены, напряжены, сведены вместе. При удивлении глаза округляются, брови поднимаются вверх и приоткрывается рот. Презрение, страх, отвращение – опытный актёр покажет эти эмоции враз! Потренируемся?

3. ТЕАТРЫ РАЗНЫЕ БЫВАЮТ

3.1 Билет на балет
Волшебный мир балета волнует и восхищает своей красотой! Здесь сливаются воедино драматический сюжет, симфоническая музыка, живописные декорации и, наконец, самое главное – изящный танец. Балет берёт начало в Италии в XV веке. Тогда на сцену выходили только мужчины, а для женщин этот вид искусства считался неприличным. Переломный момент произошёл во Франции в XVII веке: первой в истории профессиональной балериной стала мадемуазель Ла Фонтен. А в 1661 году в Париже открылась и первая балетная школа.
Итальянка Мария Тальони считается основоположницей традиционного хрупкого образа балерины. Чтобы придать своей героине Сильфиде лёгкости, она придумала балансировать на самом носочке ноги – en pointe (в переводе с фр. «на острие»). В середине ХIХ века сапожник Марии создал для неё специальную устойчивую обувь с пробкой на носке. Так появились знаменитые женские балетные туфли – пуанты. Мария Тальони первой отказалась и от громоздких нарядов, став прародительницей ещё одного важного атрибута балета – юбки-пачки.
Балет в России достиг расцвета к началу ХХ века. До сих пор главными спектаклями считаются «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик», написанные композитором Петром Ильичом Чайковским и поставленные выдающимся балетмейстером Мариусом Петипа. Среди артистов мировую известность получили Анна Павлова, Галина Уланова, Майя Плисецкая, Рудольф Нуреев, Владимир Васильев и Михаил Барышников.

3.2 Ожившие куклы
«В атаку!» — кричат мальчишки! Их смелые оловянные солдатики штурмуют высокие стены крепости, воздвигнутой только что в песочнице. Девочки в это время занимаются оформлением домиков для своих красавиц-кукол, которые ничуть не уступают хозяйкам и так же меняют наряды, обедают, принимают подруг в гости. Как богата и разнообразна детская фантазия! С этих игр и начинается кукольный театр. Правда, профессиональные актёры театра кукол обижаются, когда их «дом» называют «кукольным». Кукольный — словно «ненастоящий»!
Как можно догадаться, главными героями в театре кукол являются куклы, управляемые актёрами-кукловодами. Куклы бывают нескольких видов. Например, марионетки двигаются за счёт нитей, пришитых к ногам, рукам, голове и туловищу. Кукловод при работе с таким механизмом располагается выше и, дёргая за верёвочки, заставляет куклу приседать, ходить и даже танцевать. Перчаточная кукла надевается на руку и с помощью пальцев может взять любой предмет и перенести его, а вот с куклой на тростях такое проделать невозможно. За основу берётся стержень, к которому прикреплена голова. Её актёр держит правой рукой, а управляет левой, используя негнущиеся тросточки.
Московский театр кукол им. Сергея Образцова является крупнейшим в мире. Его спектакль «Необыкновенный концерт» занесён в книгу рекордов Гинесса, как самое знаменитое кукольное представление. Со дня премьеры в 1946 году его сыграли более 10 тысяч раз во всех уголках планеты.

3.3 Голос оперы
Слово, музыка и театральное действие – основы оперного представления, а участниками являются певцы-солисты, хор, симфонический оркестр. Музыканты находятся перед сценой в оркестровой яме. За их выразительную и стройную игру отвечает дирижёр – он стоит чуть выше, спиной к зрительному залу. Под аккомпанемент оркестра во время представления на сцене артисты исполняют арии. Однако обладать сильным голосом недостаточно. Для оперного певца крайне важен и актёрский талант.
Большой театр в Москве и Мариинский в Санкт-Петербурге – самые знаменитые театры оперы в России. Их история берёт начало еще в XVIII веке. Михаил Глинка, Модест Мусоргский, Пётр Чайковский, Игорь Стравинский, Сергей Прокофьев – великие русские композиторы, чьи произведения давно стали классикой и вошли в мировую историю оперы. Среди оперных певцов широкую известность в России и за рубежом получили Фёдор Шаляпин, Сергей Лемешев, Галина Вишневская, Анна Нетребко и Дмитрий Хворостовский.

3.4 Нем, но не глух
Пантомима – вид театрального представления, в котором смысл происходящего передаётся не словами, а жестами. Это своеобразный эмоциональный рассказ с использованием несуществующих, воображаемых предметов. Мим, актёр такого театра, должен владеть своим телом в совершенстве. Он и жонглёр, и акробат, и прекрасный танцор, а также психолог, способный внушить зрителю те или иные настроения, мысли, переживания с помощью одних лишь жестов.
Мима можно узнать по гриму: белая краска на лице, толстая чёрная подводка глаз и бровей, красная губная помада, нарисованные слёзы. Традиционным костюмом для актёра театра пантомимы считаются тельняшка, белые перчатки, чёрные брюки и берет. Этот «классический» образ использовали многие знаменитые мимы, включая легендарного француза Марселя Марсо.

3.5 Личная драма
Слово – вот что главное в драматическом театре, который иногда называют «разговорным». В отличие от оперы, где содержание спектакля раскрывается в музыке и пении, и балета, где оно воплощается в музыкально-хореографических образах, основным средством выразительности для драматического актёра является речь.
В театре драмы идут разножанровые спектакли. Часто в репертуаре можно встретить комедию – это весёлая лёгкая история, сюжет которой высмеивает пороки людей, их характеры. Трагедия же, наоборот, является катастрофой. Главный герой идёт против себя или общества, рушит устои.
Как правило, драматический театр опирается на «вечно современную» русскую классику – литературные труды Александра Сергеевича Пушкина, Антона Павловича Чехова, Александра Николаевича Островского, Фёдора Михайловича Достоевского.

3.6 Среди теней
Темнота, фонарик и, о чудо, тени оживают! На стене прыгает зайчик, летит птица, собака шевелит ушами. Маленькое теневое представление – прекрасный способ немного позабавиться перед сном.
Искусству теневого театра уже более 2000 лет, а родиной является Китай. Существует красивая легенда о том, как безутешен был китайский император Уди, когда из жизни ушла его любимая жена. Император скучал по ней так сильно, что потерял желание царствовать. Однажды его придворный увидел играющих детей – их куклы отбрасывали яркие тени на пол. В тот же вечер слуга пригласил своего правителя в покои жены, а когда тот вошёл, то не поверил своим глазам. На тончайшей шёлковой ткани тень любимой играла на музыкальном инструменте. Она была точь-в-точь как живая! Император попросил придворного показывать такой спектакль каждый вечер, а вскоре повеселел и вернулся к делам.
Первые куклы-силуэты для теневого театра вырезали из тонко выделанной кожи ослов, палочки для управления делали из бамбука. Перед марионетками натягивался экран, за ним помещалась масляная лампа, и силуэты оживали! Из Древнего Китая этот загадочный вид искусства начал свое триумфальное шествие по миру. Теневые представления стали показывать в Индии, Турции, а с войсками Чингизхана техника добралась и до Европы.
В наши дни театр теней переживает второе рождение. Современные мастера используют новейшие достижения в области физики, смело экспериментируют, управляют освещением и персонажами спектакля с помощью компьютерных программ.

4. КТО-КТО В ТЕАТРЕ ЖИВЁТ

4.1 Режиссёр – строитель спектакля
Руководит постановкой спектакля в театре режиссёр. Именно он выбирает пьесу, распределяет роли, назначает репетиции, даёт задания декораторам и костюмерам, придумывает художественный образ спектакля, а главное – видит будущую картину целиком.
Выдающимся деятелем в истории русского театра был Константин Сергеевич Станиславский (1863–1938) – режиссёр, педагог и создатель широко известной актёрской системы, по которой до сих пор обучаются студенты театральных институтов. Её суть в жизненной правде на сцене, органическом перевоплощении актёра в образ, которое Станиславский назвал искусством переживания.
Константин Сергеевич считал, что в театре важна любая мелочь, а представление начинается уже со встречи с работником гардероба. Поприветствует с улыбкой или нагрубит, швырнув номерок? Вряд ли у зрителя останется хорошее впечатление от спектакля, если настроение ему испортят ещё на входе. «Театр начинается с вешалки!» – знаменитая фраза Станиславского.

4.2 Писатель-драматург
Если актёры на сцене разговаривают, значит, кто-то сочинил им слова! Автором является драматург. Он пишет пьесы – литературные произведения для постановки в театре. В них режиссёр может найти подсказки: интерьер сцены, возраст героев, описание их внешности и особенности характеров. Отличает пьесу наличие сюжета, ярких конфликтов, деление на сценические эпизоды (сцены), повествование в форме диалогов и монологов.
Чаще всего в русских театрах ставят спектакли по пьесам Антона Павловича Чехова и Александра Николаевича Островского. На третьем месте в России и первом в мире – постановки по произведениям английского драматурга Уильяма Шекспира. Его бессмертные «Ромео и Джульетта», «Отелло», «Гамлет», «Король Лир» не теряют актуальности и, кажется, не исчезнут из репертуара театров никогда!

4.3 Мастерство актёра
«Весь мир – театр, в нём женщины, мужчины – все актёры» – написал много веков назад английский драматург Уильям Шекспир и попал в точку! С самого детства мы примеряем разные маски. В какой-то ситуации приукрашиваем или скрываем правду. Где-то показываем себя с лучшей стороны, проявляя геройские качества. Иногда, наоборот, подыгрываем и терпим поражение. Тот, кто в лицедействе добивается особых успехов, при большом желании попадает на театральные подмостки (сцену).
Но актёрское мастерство – это не только перевоплощение в какого-то конкретного персонажа под чутким руководством режиссёра. Актёру необходимо включиться в творческий процесс: додумать, представить, раскрыть духовный мир своего героя, выразить его чувства и переживания. По мнению К. С. Станиславского, существует четыре важнейших элемента в процессе работы над ролью: сценическое внимание (сосредоточенность), сценическая свобода (свободное от напряжения тело), сценическая вера (вера в происходящее) и сценическое действие (достижение целей).
Врождённые качества, такие как обаяние, хорошая память, умение грамотно и ясно выражать свои мысли, яркая индивидуальность, физическая выносливость, а также самодисциплина могут помочь будущему актёру в освоении ремесла только в начале пути. Чтобы стать настоящим мастером сцены, нужны учителя. Азам профессии обучают в ведущих московских театральных вузах: российском институте театрального искусства (ГИТИС), школе-студии МХАТ, театральном институте им. Бориса Щукина и высшем театральном училище им. Михаила Щепкина.

4.4 Художник-гримёр
Иногда актёра и родная мама узнать не может – выходит на сцену с огромным носом, бородавкой над губой, в парике, усах и со шрамом на щеке! За такие причудливые изменения внешности в театре отвечает гримёр. Обычно представители этой профессии мастера на все руки: и бороду приклеят, и причёску сделают, и макияж наложат.
Грим нужен актёру для того, чтобы сделать лицо ярким, выразительным, видным с самого дальнего ряда в зрительном зале – с галёрки.
Например, молодого актёра гримёр с лёгкостью может превратить в пожилого. Для этого с помощью специального сценического грима меняют цвет лица на землистый, прорисовывают сеть мимических морщин – носогубные, межбровные, лобные. К тому же не забывают и про седину, старательно выбеливая волосы, брови, усы и бороду.

4.5 Встречают по одёжке
Неуклюже споткнувшись, на сцену выпрыгнул главный герой спектакля: шнурок на правом ботинке развязан, брюки не по размеру, на помятом пиджаке несколько ярких заплаток и не хватает пары пуговиц. Что можно сказать о таком персонаже по его внешнему виду? Он точно неряха!
Данный сценический образ ему придумал режиссёр, художник по костюмам сделал подходящий эскиз, а в жизнь задумку воплотил портной. Одежда со спектаклей хранится в огромной, многоярусной костюмерной, ключ от которой принадлежит ещё одному невидимому для зрителя работнику театра – костюмеру. Накануне представления он находит нужные наряды, отглаживает их и собирает детали – аксессуары, обувь, головные уборы.
Костюмер всегда внимателен и находчив. От его пристального взгляда не должны скрыться ни пятнышко, ни отлетевшая пуговка манжета, если, конечно, этого не требует режиссёрский замысел. Перед спектаклем костюмер разносит наряды по гримёрным комнатам, где к выходу на сцену готовятся актёры. При необходимости помогает надеть сложный костюм, быстро сменить наряд во время спектакля за кулисами или зашить в антракте порвавшийся рукав.

4.6 Фантазия декоратора
Дан третий звонок. Зал притих в ожидании спектакля. Занавес медленно раскрылся, а на сцене чудо из чудес – настоящие джунгли! Кругом диковинные цветы и деревья, водопад, а с потолка свисают вечнозелёные лианы. Вот так декорации! Благодаря такому искусному преображению сцены даже сами актёры, играющие животных тропического леса, чувствуют себя как дома. Декорации помогают вжиться в роль, а также способны перенести зрителя в любое место действия – будь то шумный современный город, пустыня, берег моря, деревня или совсем другая планета.
С чего же начинается работа художника-декоратора? Конечно, со знакомства с литературным произведением, по которому ставится спектакль. Важно проникнуться исторической эпохой, изучить характеры персонажей. На основе режиссёрского замысла и своей фантазии мастер рисует эскизы декораций, разрабатывает детальный макет сцены в миниатюре, а после одобрения – руководит процессом изготовления. Все будущие конструкции должны точно передать атмосферу происходящего, быть прочными, лёгкими для сборки и разборки.

4.7 Поделки бутафора
Вдруг в спектакле в одной из сцен сверху посыпались яблоки! Прямиком на голову актёрам. К счастью, никто не пострадал. Фрукты-то ненастоящие: вырезанные из поролона и раскрашенные вручную. А если бы были настоящие? Обычно после премьеры удачный спектакль попадает в репертуар театра, и его показывают зрителям каждый месяц в течение нескольких лет. Не будут же всякий раз эти яблоки и прочий съедобный реквизит покупать на рынке. Хлопотно и травмоопасно. Да и с надоедливыми мухами пришлось бы бороться!
Всё, что выглядит натурально, но, на самом деле, поддельное, искусственное, сделанное вручную, в театре называют итальянским словом бутафория. Оружие, еду, украшения, декоративную мебель для спектаклей по режиссёрской задумке изготавливает художник-бутафор. Профессия творческая и считается одной из самых интересных в театре. Смастерить из папье-маше торт или фаршированного яблоками поросёнка? Будет исполнено!

4.8 Суфлёр нашептал
Раньше в театрах в месяц выходило сразу несколько новых спектаклей, и актёры просто не успевали запомнить все свои роли. На помощь им приходили незаметные зрителю подсказчики – суфлёры. Они находились на сцене в суфлёрской будке в форме раковины, а иногда работали из-за кулис или прятались среди декораций.
Есть ли связь между суфлёрами-подсказчиками и воздушным лакомством суфле? Определённо! Оба они от французского слова souffler – дуть или говорить беззвучно. Таким образом, суфле получило своё название за воздушную консистенцию, а суфлёр из-за характера профессии – подсказывать актёрам текст как можно тише.
Сейчас, прежде чем показать спектакль публике, его основательно готовят – репетируют месяцами. Роль заучивается назубок, а незнание текста для актёра в наше время грозит увольнением. Поэтому профессия суфлёра за ненадобностью исчезла, сохранившись в России лишь в Москве в Большом и Малом театрах, а также в МХТ им. Чехова.

5. ОТ СЛОВ К ДЕЙСТВИЮ

5.1. Упражнения по актёрскому мастерству

Представь себе мяч, подойди к нему, возьми. Какой он? Футбольный или для настольного тенниса? Включай фантазию! Что с ним можно сделать? Поиграй в него! А если это не мяч, а котёнок? Погладь, покорми! Котёнок превратился в шляпу, апельсин или котлету? Не торопись. Придумай как можно больше действий со своим воображаемым предметом.

Произнеси слово «театр» разными интонациями: восклицая, с удивлением, иронично, с любовью, снисходительно, с безразличием, сердито, насмешливо, командирским голосом, пренебрежительно.

Встань на носочки, подними руки вверх. Сильно потянись, как будто должен забросить тяжёлую сумку на верхнюю полку. Напряги всё тело. Сильно-сильно! Продержись в таком положении 7–10 секунд, затем – расслабься. Для расслабления мышц и снятия телесных зажимов повтори это упражнение 3–5 раз .

Твой выход, юный мим! Представь клетку с попугаем. Подойди, дотронься. Какого она размера? Отнеси её в другое место, подразни воображаемую птицу, найди дверцу и открой её, насыпь зёрнышек в ладонь, покорми попугая, погладь. Можешь представить, что он тебя укусил: одёрни руку, закрой клетку, пригрози пальцем.

Пластически изобрази животное, покажи особенности его поведения: трусливый заяц, коварная лиса, неуклюжий медведь, мудрая сова, изворотливая мышь, грациозная кошка, приветливая собака, трудолюбивая пчёлка.

Покажи эмоции лицом, не используя голос: страх, злость, любовь (влюблённость), радость, смирение, раскаяние, угрызение совести, плач, стеснение (смущение), размышление, презрение, равнодушие, боль, сонливость.

Пройдись походкой робота, зажав тело, двигая только отдельными его частями. А как перемещаются деревянные куклы, у которых работают лишь ноги? Полетай, как воздушный шарик или прозрачный мыльный пузырь! Если столкнулся с преградой – лопни! Превратись в резиновую надувную куклу. Сдуйся и вновь надуйся, проверь себя на прочность!

Подними невидимые тяжести. Двумя руками схвати большой камень, в другой угол комнаты отнеси тяжёлую сумку или штангу. Следи за напряжением в руках и теле. Брось невидимый предмет: камень, снежок, мяч или куриное яйцо.

Зазвонил телефон! Скорее бери трубку и поговори с воображаемым другом! Реалистичность исполнения зависит от того, насколько отчётливо ты представишь ситуацию, самого собеседника и его ответы.

Тебе пора на сцену! Но попасть туда можно только через воображаемую дверь, которая находится здесь, перед тобой. Дверь закрыта. Открой дверь десятью разными способами! Тук-тук!

+ еще 15 упражнений

5.2 Театр теней своими руками
5.3 Правила поведения в театре
5.4 Проверка знаний (весёлый тест)