Посвящение в археологи

Александр Пронин, Полина Смородина

Посвящение в археологи

Профессия археолога – очень интересная и загадочная! Почти как у детектива! Только детективы раскрывают преступления по горячим следам, а археологи – расследуют тайны прошлого.
Древний мир был мало похож на наш, современный. Если бы человек, живший сотню тысяч лет назад, увидел высотные дома, машины и самолеты – хлопнулся бы в обморок. С сегодняшней точки зрения наши далекие предки переживали о самом простом – как добыть себе пищу и при этом уцелеть. Они обрабатывали землю, собирали грибы и ягоды, охотились, занимались рыболовством, сами шили себе одежду. Для облегчения работы и улучшения тяжелого быта изобретали орудия труда из дерева, костей животных, камня, а потом научились добывать и обрабатывать металл. Так, например, каменные топоры и кремневые наконечники стрел сменились изделиями из бронзы и железа. В общем, человечество постепенно училось тому, что мы умеем сегодня. Это был долгий путь – и занял он не один век!
В то время не было камер и фотоаппаратов, запечатлевающих каждый миг жизни. Поэтому, чтобы иметь представление о прошлом – нужно найти вещественные доказательства. По-научному – артефакты (находки), сохранившиеся в земле. Этим как раз и занимаются археологи. И именно благодаря науке археологии мы имеем представление о древней истории и жизни человека на Земле до появления письменности.
Кстати, ты знаешь о том, что раньше люди прятали клады не в сейфы и банки, которых еще не существовало, а закапывали в землю в глиняных горшках? А то, что в морских глубинах кроются затонувшие корабли, груженые золотом и самоцветными каменьями и их тоже находят и обследуют археологи? Да что об этом говорить! Ведь под землей можно найти целый город! На самом деле в мировой истории осталось еще достаточно тайн, и археологам есть, чем заняться и сегодня.
Но, конечно, охота за кладами – не главная задача археологов. Для ученых важно исследовать и узнать, откуда эти сокровища здесь взялись, кому принадлежали, то есть по находкам восстановить историю. Из мелких пазлов собрать общую картину.
Дорогой читатель, если ты всерьез решишь стать археологом, не стоит настраиваться лишь на легкое приключение. Это сложная, суровая профессия. В ней есть место тяжелой работе, полевой жизни в палатке в любую непогоду, и долгому кропотливому труду по изучению материалов и написанию научных отчетов. Но разве это может испугать смелого человека, увлеченного любимым делом?

Как мы собирались в археологическую разведку

- Когда вырасту, обязательно стану археологом! – доверительно сообщил мне Серёжа в один зимний метельный вечер, когда мы пили земляничный чай на кухне и смотрели в окно. Я очень обрадовался его словам, и даже загордился немножко, ведь в нашей большой семье пока я – единственный археолог. Значит, племяш хочет быть похож на меня. Это же здорово!
И я решил ему непременно помочь, научить тому, что знаю сам. Для начала взять с собой в археологическую разведку, о чём ему тут же сообщил.
- Ух ты! – возликовал племянник. – А когда? Когда пойдем в разведку? Завтра?
- Весной.
- А почему именно весной?
- Потому что весной из-под земли показываются некоторые находки. Когда сходит снег, проявляется земля, какая она есть. Лучше всего пойти, когда еще нет травы или чтобы она была совсем маленькая, как «ёжик» на твоей голове. Вот как наступит весна, мы с тобой пойдем в археологическую разведку.
Серёжа очень ждал весну. Измерял уровень снега на улице, изучал перепад температур. Очень боялся пропустить момент. Чтобы приблизить долгожданное событие, мы вместе составили список необходимых вещей, которые нужно иметь с собой настоящему археологу:

1) карта местности;
Серёжа: - Видел в атласе!
2) компас;
Серёжа: - Он нужен, чтобы не заблудиться!
3) GPS-навигатор;
Сережа: - это как у папы в машине, который показывает направление, куда ехать?
Я: - Да. Мы с тобой должны при помощи навигатора зафиксировать находки, чтобы место, где мы их нашли, не потерялось.
4) Лопата;
Серёжа: Ну с ней всё понятно.
4) Нивелир и рейка;
Я: Это нам нужно для составления точной карты местности. Для того же самого нам нужны и:
6) Миллиметровая бумага, карандаш, ручка;
5) Планшет;
Серёжа: Играть будем?
Я: Ни в коем случае! Планшет – это специальная кожаная сумка-папка. Туда мы сложим карты и другие документы, чтобы они не помялись.
Вообще-то, если честно, я беру планшет еще и для солидности. Так всегда делал мой научный руководитель.
7) Термос с чаем;
Серёжа: Мы что, не будем готовить на костре?
Я: У нас пока только разведка. Если найдем что-нибудь интересное, то отправимся в большую экспедицию на настоящие раскопки. Вот тогда будут и палатки, и полевая кухня, и чай на костре!
Серёжа: Тогда нам обязательно надо что-нибудь найти!

Что мы искали?

Маршрут разведки я продумал заранее. Решил повести Серёжу по берегу реки Инсарки от поселка Инсар до села Пушкино.
Разбудил племяшку в 6 утра, и пока он сонными глазами непонимающе оглядывал окружающий мир, подготовил ему свитер, плотные брюки, шапку, куртку и резиновые сапоги. Мой камуфляжный пузатый рюкзак дожидался нас у двери. Серёжин маленький ждал своего часа на обувной полке под зеркалом.
На машине мы доехали до окраины Инсара, поросшего молодыми осинками и берёзками. Дальше предстояло идти пешком. Шли дружно до самой речки. А потом стали смотреть под ноги особенно внимательно. Постоянно попадавшиеся камушки и стекляшки переливались в солнечных лучах, но не отвлекали нас от главной задачи – поиска древностей.
Что же мы искали?
1)Керамика. То, что во время разведки встречается часто. У древних людей посуда была, в основном, из глины. В разные периоды в нее добавляли песок и мелкие камушки. Глиняные изделия, обожжённые на костре, хорошо сохраняются в земле, поэтому на месте древнего поселения можно найти кусочки керамики.
2)Изделия из бронзы. Их редко встретишь на поверхности земли, обычно они прячутся глубоко. Раньше люди делали орудия труда из бронзы, а еще украшали ей праздничную одежду. Например, носили пояса с бронзовыми или серебряными накладками, серьги, браслеты. Бронза после лежания в земле окисляется, становится сине-зеленой, заметной – не пропустишь.
3)Изделия из камня. Среди находок археологам часто попадаются каменные топоры и наконечники стрел, скребки (для обработки шкуры), ножи и многое другое, сделанное из разных каменных пород.
5)Орудия труда из костей животных. Ты, конечно, слышал о том, что коллекционеры особенно ценят изделия из слоновой кости и бивней мамонта? Древний человек тоже ценил изделия из костей животных, ведь они твердые и прочные. Он делал из них гарпуны (для добычи рыбы) и иголки для шитья одежды из шкур мамонта или шерстистого носорога.
А по всем найденным фрагментам мы определим, что именно здесь находится. Возможно, в этом месте целой группой жили люди. Значит, делаем вывод – на этой территории находилось древнее поселение. А если это место, где людей с почестями хоронили – значит, могильник.

Первая находка

Мы долго бродили по берегу реки, внимательно осматривая поверхность земли. То и дело наклонялись, чтобы разглядеть блеснувший острым бочком цветной камушек или неизвестно откуда здесь взявшийся фантик от конфеты. Но нет, всё не то! Нам это не интересно.
Вдруг Серёжа радостно закричал:
- Ура! Смотри! Я нашел! – и протянул мне кусочек керамики.
Я поднес его к глазам. Первая находка оказалась донышком от глиняного горшка, темно-серого цвета, с вкраплениями песка, блестевшего в весенних, особенно ярких солнечных лучах.
- Молодец! – похвалил я, и, спустив рюкзак с плеч – вручил племяннику банку сгущенки.
- За первую находку по традиции полагается награда! А для археолога сгущенка – настоящая радость! Ведь когда живешь в поле, магазина поблизости нет. И холодильника тоже!
Для Серёжи его награда показалась особенно сладкой, хоть вкусностей дома хватает. После находки он немножко загордился и даже утешал меня:
- Ты тоже еще что-нибудь найдешь, не переживай.
Теперь-то понятно, кто в нашей семье прирожденный археолог.
Пока сгущенка переезжала из моего большого рюкзака в его маленький, я бережно сложил находку в пакетик. Наклеил этикетку, подписав, как полагается, строго по-научному: «Подъемный материал. Инсар 1». Почему «Инсар»? А потому что обычно найденный памятник называется по ближайшему населенному пункту или по географическому объекту (реке, оврагу, горе).
После мы нашли еще несколько фрагментов керамики – от верхушки горшка, что имеет красивое название – венчик и от пузатого выпуклого бока.
Когда мешочек наполнился находками, я решил, что пора разбивать шурф.
Шурф – это яма, которая выкапывается для подтверждения предположений о том, что именно в этом месте есть следы древних людей. Мало найти несколько кусочков керамики на поверхности. Они могли попасть сюда случайно (например, смыло потоком воды весной, когда река разлилась). В данном вопросе нужна точность. Если ошибиться, и после разведки на пустое место приедет целая экспедиция – будет очень неловко. Никакая сгущенка не поможет!

Нежданные гости

Я уже углубился в яму, а Серёжа в перчатках аккуратно перебирал выкопанную мной землю, когда к нам прямо по полю подъехала машина. Это была старая вездеходная «нива», из которой вывалилось двое крепких мужчин. Один с усами, а другой – без.
- Подмога прибыла, - пошутил я.
- Смотря чем вы тут занимаетесь, - недоброжелательно сообщил усатый и посмотрел на нас с Серёжей с подозрением.
- А вы, собственно, кто будете? – спросил я и потянулся к планшету. Краем глаза заметил, что племянник притих, нахохлившись как воробушек. Я расправил плечи, показав ему, что нам бояться нечего. И он тут же, вслед за мной, распрямился.
- Я – глава сельского поселения, на земле которого вы сейчас находитесь, - важно произнес усатый. – А этот, - он кивнул в сторону своего безусого друга, - мой водитель.
- А вы сами-то кто такие будете? – вопросил водитель грозным басом.
- Мы археологи, проводим разведку, сейчас копаем шурф.
- Не «чёрные копатели», случайно?
Кто такие «чёрные копатели» знают не только археологи. Это люди, которые охотятся за древностями и своими действиями разоряют археологические памятники. «Чёрные копатели» работают не для изучения и сохранения истории, а для личной выгоды. Особо ценные находки продают коллекционерам.
- Ни в коем случае! – сказал я, и подтвердил свои слова «открытым листом».

Открытый лист – это документ, выданный Министерством культуры России, который позволяет профессиональному археологу проводить разведки или раскопки на определенной территории в строго отведенное время.

Когда ситуация прояснилась, я поблагодарил нежданных гостей за бдительность. Они в ответ разговорились и сообщили, что «чёрные копатели» в их краях – не редкость. «Прозванивают» землю металлоискателями в поисках монет и ювелирных изделий из бронзы, серебра и золота. Это запрещено законом.
Мы с Серёжей напоили бдительных местных чаем из термоса, а племяш даже готов был поделиться своей сгущенкой. Но гости, поблагодарив, скромно отказались и быстро уехали, оставив нас наедине с нашей работой.

Разноцветная земля

Наконец мы снова принялись за дело. Я копал, аккуратно орудуя остро заточенной лопатой, а Серёжа методично разбирал землю на крошечки, разминал в пальцах, пересыпал из ладони в ладонь, чтобы ни в коем случае не пропустить важные находки. Наконец нам повезло! Попалось несколько кусочков керамики, да не простой, а узорчатой – в полосочках и точках.
- Насечки на глине делали с помощью заостренной палочки, - объяснил я по ходу дела.
Серёжа бережно уложил керамику в пакетик с надписью: «Поселение Инсар 1. Шурф 1. Штык 2».
- Значит, в правильном месте копаем? – догадался племянник.
Я утвердительно кивнул.
- А как ты узнаешь, докуда надо копать?
Улыбнувшись, я ответил:
- Когда культурный слой кончится и пойдет материк, сразу остановлюсь.
Ну и конечно, дальше последовал законный вопрос, что такое культурный слой и материк и чем они отличаются друг от друга.
Культурный слой – это пласт земли, в котором можно обнаружить следы присутствия человеческой жизнедеятельности. То есть тот слой, где встречаются артефакты.
Материк – слой земли, находящийся под культурным слоем, в котором нет следов деятельности человека.
- Отличить культурный слой обычно можно по структуре земли и цвету, - объяснял я, попутно подкидывая племяннику очередную порцию работы. Наконец, добравшись до материка, закончил копать. Выровнял дно и сделал прямые стенки шурфа, отгладив поверхность лопатой как рубашку утюгом, чтобы избавить ее от неровностей. На поверхности можно будет разглядеть все детали – от черного угольного пятнышка на земле до корней растений.
Аккуратно сфотографировал раскоп, попросив Серёжу подержать рейку нивелира, чтобы на фотографии был понятен масштаб выполненных земляных работ. Дальше я достал из планшета миллиметровую бумагу и методично зарисовал все слои земли каждой из четырех стенок шурфа.
Серёжа внимательно следил за моими движениями, сравнивая линии с тем, что он видел на самом деле. Неожиданно он сделал вывод:
- Получается, земля разноцветная.
- Что ты имеешь в виду? – удивился я.
- То, что ты отделяешь каждый слой земли по цвету.
- Ну да, - согласился я, почесав затылок, и переведя взгляд с миллиметровки на племянника, - а ты быстро схватываешь. Только, меняется не цвет, а оттенок и состав почвы в зависимости от того, какой слой идет.
- Как интересно! – восхитился племянник.
При помощи GPS-навигатора, я определил точные координаты места, где находится первый шурф и самые значимые находки:
- Вот и карта сокровищ готова! – продолжил Серёжа. А я достал из рюкзака термос и бутерброды. Работа работой, а обед по расписанию! Тем более, что на свежем воздухе особенно приятно перекусить!
Возвращались обратно мы запыленные, уставшие, но счастливые. Дома Серёжа показал родителям наши находки, но потом вернул их мне, чтобы, как и полагается, я забрал их с собой в институт для изучения. Взамен пообещал племяннику, что в следующем году обязательно возьму его не просто на разведку, а на настоящие археологические раскопки. А я привык свое слово держать.

Минутка истории

Ты, наверное, уже знаешь, что период – это большой отрезок времени. Вот, например, в период с года до двух ты научился разговаривать, с пяти до семи – читать, писать, считать. Древний человек тоже ничего не умел сначала. Даже самого элементарного, что тебе кажется обычным делом. Пищу варил на костре, а не на плите. Разжигал огонь не спичками, а добывал его сначала трением двух палочек, а через несколько веков научился высекать искру с помощью приспособления из двух камешков. Постепенно человек стал осваивать пространство вокруг себя и у него стали появляться умения и вещи. Сначала нашел применение камню. Потом смог выплавить бронзу, а после уже получил железо. Конечно, это был медленный процесс, не за сегодня-завтра. На это понадобились сотни, тысячи лет.
В зависимости от того, что умел и имел человек, называли периоды истории и археологии.

Каменный век – в этот период человек изготавливал орудия труда (топоры, ножи, стрелы, кинжалы и многое другое) из разных пород камня. Из кремня, гальки, кварцита, яшмы, агата и других – в общем, из тех, которые смог добыть. А еще мастерил вещи из древесины, костей, рогов животных и даже из скорлупы орехов.

Бронзовый век – в этот период человек научился изготавливать бронзу. Поэтому охотится и обрабатывает землю он уже при помощи орудий, сделанных из меди и бронзы. Постепенно в этот период человек научился строить не только каменные и деревянные дома, но и целые города и государства. И наконец даже научился читать и писать!

Железный век – период, когда человек стал изготавливать вещи из железа. Не так-то просто оказалось добыть железо! Ведь его нужно выплавлять из руды в специальной печи при очень высокой температуре. Но человек справился и с этой нелегкой задачей! После чего жизнь его изменилась окончательно. Просто посчитай, сколько у тебя вокруг вещей, сделанных из железа – и сразу поймешь, как оно важно для нашей жизни! И велосипед, и папина машина, и мамины иголки для шитья... И даже строительство многоэтажного дома не может обойтись без железных конструкций!

Мы с Сережей договорились, что до раскопок он изучит древние периоды истории. И он меня не подвел!

Полевой лагерь

Следующим летом я тоже выполнил свое обещание. Наш институт организовал экспедицию в то самое место рядом поселком Инсар, куда мы ходили с Сережей на разведку. В разгар полевого сезона, поехав в город по делам, на обратном пути я захватил с собой племянника. Он встретил меня у подъезда, в нетерпенье размахивая руками. За плечами у него скрывался увесистый рюкзак.
Доехали мы быстро, с ветерком. А оставшееся расстояние почти бежали, потому что Серёже не терпелось увидеть полевой лагерь своими глазами. Первым делом показал племяннику нашу большую тёмно-зеленую палатку, где он сложил свои вещи. Вокруг палатки был выкопан маленький ров – для того, чтобы дождь, стекая со стенок, попадал туда, а не под дно палатки.
Далее я повел Серёжу к полевой кухне. Поверх ямы, в которой разводили огонь, положили решётку. На нее поставили огромную кастрюлю. Варить-то нужно на 50 человек! Окружили очаг четырьмя деревянными столбами и сделали крышу из рубероида – материала, который не пропускает влагу. Ведь в дождь тоже нужно готовить еду! А как это сделать, если огонь зальет вода?
Неподалеку от кухни сложена аккуратная поленница. На вкопанных в землю березовых столбушках висят рукомойники. Рядом стоят столы, сверху которых натянут тент – специальный плотный материал, не пропускающий не только воду, но и палящее солнце.
После мы спустились к реке, где опробовали мостки для умывания и мытья посуды. Еще я показал Серёже хозяйственную палатку, в которой хранятся инструменты, а рядом – продуктовую с запасом круп, овощей, хлеба. И, конечно, «камералку» - священное место, где ночуют находки. Здесь же они бережно моются, чистятся щеточками и сушатся на солнышке. А затем описываются, считаются и раскладываются по отдельным коробочкам и пакетикам.
За обедом я представил Серёжу коллективу – руководителям, студентам-историкам, приехавшим на археологическую практику, аспирантам. Молодежь тут же взяла племяшку на поруки и даже пообещала посвятить в археологи. Почему бы и нет? Я тоже когда-то проходил этот обряд – ответственно, но приятно!

Раскопки глазами Серёжи

Утром мы с дядей Сашей пошли на раскоп. Раскоп – большой прямоугольник, перевязанный по краям сигнальной красно-белой лентой, которой обычно огораживают ямы на дорогах. Внутри он разделен на квадраты длиной и шириной по 2 метра. Каждый участник экспедиции копает свой «квадрат», после чего получаются целые горы земли, которую перебирают девчонки. Меня тоже поставили на переборку земли. И я согласился, ведь я уже научился правильно перебирать землю в разведке, а копаю пока плохо. На нашем с дядей Сашей «квадрате» попался серебряный браслет! Я даже не понял, что это за проволочка, когда нашел ее в земле. Как же я тогда обрадовался! А потом мне попалась синяя бусинка с полосками. Дядя Саша сказал, что она называется – «реснитчатая». Какое смешное название! Причем тут ресницы? Оказывается, она так называется по орнаменту рисунка. Говорят, встречаются даже более смешные названия у бусинок – бородавчатые, например! А еще я опять заработал сгущёнку! Потому что найти такую крохотную находку как бусинка – очень сложно, а у меня получилось!
Честно говоря, работать я очень устал. И солнце светило сильно, обжигало лицо и особенно уши. Но не сдавался, хотя мне предлагали вернуться в лагерь. Выдержал! И дядя Саша похвалил, а для меня это очень-очень важно. Все вокруг называют дядю Сашу «Александром Сергеевичем» и показывают ему найденные находки. Мне очень приятно, что он так хорошо разбирается в своем деле!
В лагере я умылся и опять стало легко и весело. Даже дежурная Марина, которая суп разливала огромным половником, заметила:
- Как новенький!
Кормили нас щами, а на второе давали макароны с тушёнкой, и по ложке салата из огурцов и помидоров. А мне дали две ложки – опять, что ли, за то, что бусинку нашел?
После обеда все отдыхали. Вытащили спальники из палаток и в тенек улеглись. Я смотрел на небо в белых полосках облаков и на чёрного усатого жука на сосне, а потом как-то незаметно уснул. Как так получилось? Я ведь днем дома давно не сплю! Я же взрослый!
А вечером пообещали какое-то таинственное «посвящение в археологи». Честно говоря, немножко опасаюсь, что это будет? Но раз приехал в экспедицию, придется все на себе опробовать.
Всех первокурсников и меня выстроили в ряд. Мы взялись за руки. Как хорошо, что рядом опять Марина, она – добрая и веселая! Ну вот, глаза завязали, куда-то повели… Что же дальше будет?
А дальше нас водили разными тропами. То по лесу (почувствовал на лице еловую ветку), то по оврагу – сказали: перепрыгивай и я прыгнул, потом по команде пригнулся, потом по бревну вышагивал, к реке – что-то мокрое на лицо попало. А потом повязки развязали и оказалось – мы по кругу ходили, а старшекурсники нас водой брызгали и препятствия подставляли. Вот хитрецы!
А потом надо было соленую-соленую кашу съесть. Я съел ложку – подумаешь, солёная каша! Нам в школе один раз вообще подгорелые макароны давали! И ничего!
И вот наконец самый старший археолог, сильно бородатый, в смешной зеленой панаме, выдал нам паспорта, где написано: «Поздравляю! Теперь ты не «археолух», а настоящий археолог!». И мне дал «паспорт», и даже по плечу потрепал со словами: после школы жду тебя к нам в университет. Ох, как до этого далеко! Но я загорелся, готов ждать. Ведь это так интересно – археологические раскопки!

Подводный мир

Нашел Серёжу, в задумчивости сидящим у реки. С берега было видно, как в речной глади играли между собой серебристые мелкие рыбешки, которых мы ежедневно подкармливаем остающейся после завтрака кашей. По прозрачной поверхности, словно чего-то испугавшись, разбегались в разные стороны водомерки. Вокруг летали разноцветные стрекозы, а в кустах чирикали сладкоголосые птички. Красота!
- О чём задумался? – спросил я племянника.
- Вот мы ищем, что сохранилось в земле, - серьезно ответил он, подумав, - а под водой как же? Ничего не сохранилось?
- И под водой изучаем. Существует такое понятие как подводная археология. Подводные археологи ищут артефакты на дне моря, рядом со старинными городами. А еще чаще находят затонувший много лет назад корабль и изучают его содержимое, определяют возраст, кому он принадлежал. Конечно, для этого они используют специальное оборудование. И навыки водолазов!
- Круто! Я тоже хочу стать подводным археологом, ведь наземным я уже почти стал!
- Тогда начни с того, что попроси маму водить тебя на плаванье, - предложил я серьезно. И Серёжа так же серьезно кивнул мне в ответ, после чего мы продолжили любоваться подводным миром ровно на столько, на сколько его было видно с берега.

День археолога

Весь следующий день мы работали. Серёжа еще активней участвовал в раскопках, чем вчера, ведь теперь он официально посвящен в археологи. И я с гордостью поглядывал на него каждый раз, когда он доставал из земли очередную находку. А вечером мы праздновали наш профессиональный праздник – День археолога. Он отмечается каждый год 15 августа. В честь праздника завхоз припас для участников экспедиции огромный арбуз. Каждому досталось по большому куску сладкой розовой мякоти. А после сидели у костра с гитарой – пели песни и рассказывали смешные истории. Жаль, что в этом году наши раскопки подошли к концу. Осталось только «закидать отвал» - засыпать выкопанной землей то, что раскопали, выровнять ее. Но впереди еще долгое изучение находок в институте, написание отчетов, а потом – глядишь, и новый полевой сезон.

Мечтай и учись!

Серёжа, загорелый, напитанный августовским ветром и солнцем, расположился на соседнем сиденье. По его виду было абсолютно ясно – раскопками он доволен. Теперь будет что рассказать одноклассникам.
- Ну как? – спросил я, чтоб убедиться наверняка.
- Супер! – воодушевленно произнес он, - вот только переживаю…
- О чем же? – удивился я.
- Вдруг пока я выучусь, все самое интересное уже раскопают, - Серёжа сидел с озадаченным видом, и я поспешил его успокоить:
- Не переживай! Человечество существовало миллионы лет, поэтому все раскопать просто невозможно. Тем более, так быстро. Учись, читай хорошие книжки, потом поступишь на исторический факультет, выберешь специализацию «археология», поедешь на практику… Твои главные находки – впереди!
- Как до этого долго… - вздохнул Серёжа.
- Не так уж и долго, мой друг, - задумчиво произнес я, - Время, к сожалению, летит очень быстро. Поверь, археологам это особенно хорошо известно.

Бонус
Загадки

Не детектив, конечно, он,
Но в тайны прошлого влюблен!
Копает и расследует,
А что найдет – не ведает!
(Археолог)

Когда-то жили люди здесь,
Следы их в этом месте есть.
Нашли посуду, топоры.
Дома здесь были и дворы…
(Древнее поселение)

Классные находки
Мне найти охота!
Подтвердить научный факт
Нам поможет …
(Артефакт)

Мы ее с собой берём,
Чтоб не мокнуть под дождем.
Разберем и соберем,
Если нужно этот «дом».
(Палатка)

Раскопать поможет землю,
Быть ленивой не приемлет.
(Лопата)